Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

Подиумная мода

Дома Мод существовали во всех республиках и  крупных городах Союза, и исчислялись десятками уже в послевоенное время. Но в 1969 году Дома Мод, ателье и фабрики индпошива перешли в ведомство Министерства бытового обслуживания населения и началось постепенное увядание этой темы. При каждом Доме Мод существовал  отдел пропаганды моды, которые руководили Театрами мод, внушавших определенный вкус населению через показы. Несмотря на незавидную роль этих институциях в них служили замечательные мастера, способные не только впечатлить заказчика, но и поддержать престиж страны, как это было на Всемирной Монреальской выставке 1967 года, когда киевлянка Татьяна Козеева была избрана «Мисс Монреаль», и ее фото украшало обложки канадских журналов, а по миру прокатилась краткосрочная мода на «русское». Основными  флагманами «пропаганды моды» считались Общесоюзный, Таллиннский, Киевский и Рижский Дом Моды, остальные  существенно различались по уровням. Лениградский Дом Моды , в силу специфики города и производства, в большей степени ориентировался на театр и это наложило определенный отпечаток на стиль, который разрабатывался в этих условиях. В Москве же, помимо Московского и Общесоюзного дома моделей существовала еще спортивный дом моделей одежды , трикотажный, молодежный дом моды в Сокольниках, и Бюро промышленной одежды, на которое и возлагалась обязанность технических инноваций по крою, тканям, и оборудованию для фабрик. В целом получалось так, что вся работа шла на уровне идеи и подтверждении некоей иллюзии существования отечественной моды. Ее можно было посмотреть, номенклатура могла ее заказать, но купить ее не могли не только отечественные граждане, но и иностранные, которые сталкивались с замечательными образцами во время краткосрочных визитов и попадали в неразрешимую ситуацию, когда за валюту им не мог ничего продать. При этом на фабриках и в Домах Мод творил коллектив, кто за идею, кто  в силу притягательности самой ауры сопричастности к миру моды.

Работа «манекенщиц» и «демонстраторов верхней одежды», достаточно скудно оплачивалась, но девушки держались как актрисы на гастролях и показах, к тому же в конце 1970-х манекенщиц стали выпускать не только в страны соцлагеря, но  и в  Мексику и в Японию. Работа  же художников-модельеров определялась словом «норматив», каждый должен был выработать некоторую норму. Из выбора худсовета формировалась перспективная, как ее называли, коллекция, которую далее адаптировали на фабриках. О чем с содроганием вспоминают сами авторы костюмов и главный искусствовед  Ирина Александровна Андреева, работала в те времена в ОДМО, недавно издавшая сборник своих воспоминаний «Записки советского обывателя» о перипетиях с советской модой.

В 1982 году на базе Московского Дома Моды, в конце 80-х появляется  Театр моды Вячеслава Зайцева, сократившего свое имя до краткого Слава. Это был первый прецедент, когда дом моды стал носить имя  кутюрье, а вещи обрели имя мастера. В этом Доме Мод, как и в иных  других , разрабатывались и производились модели, которым не грозило выйти в массовый тираж.

Хотя  модели, которые разрабатывались замечательными дизайнерами, охватывали многие направления, как и положено индустрии моды. И модели в Доме на Кузнецком 14  разделялись под разные категории населения – была мода для молодых, для пожилых, и для полных. К середине 80-х, помимо мужских и женского направления появилось и молодежная мода откровенно слизанная с иностранных журналов. Советские дизайнеры годами  затачивающие свои таланты  под адаптацию национальных сегментов, попросту не имели достаточных знаний в этом направлении. Что-то добиралось через информацию из соцлагеря, из польских черно-белых молодежных журналов  «Кобетта и жиче» или цветного югославского «Bravo». Производственная часть одежды все так же возлагалась на умение частных кудесниц и умелиц, которые могли бы все это воспроизвести из подручных средств и по многотысячно растиражированным выкройкам. Дома мод производили небольшое количество изделий для показов и для фотосъемок  готовой продукции, которую  практически невозможно было купить не только обычным гражданам, но и самим работникам этих Домов. При этом  модели Зайцева, еще в первой половине 80-х активно участвовали в продвижении продукции основного партнера СССР по бижутерии, чешского концерна «Яблонекс». Но  звездный час для маэстро наступил только с  началом Перестройки, когда он смог продемонстрировать 120 моделей в рамках соглашения с Интерторгом,  а в 1989 году быть провозглашенным  Мезон де Кутюр (человеком года в мире моды) в Париже. В 1988 году появляется  и "Vali Moda"  молодого  Валентина  Юдашкина, единовременно с тем как  Московский Дом Мод становится Домом Моды Славы Зайцева.

Все эти изменения в немалой степени связаны с фигурой Раисы Горбачевой, которая еще на заре Перестройки взяла на себя ношу изменить ситуацию, что ей частично удалось. Раиса Максимовна внимательно следившая за мировой модой и ставшая первой советской леди, заказывала вещи в ОДМО, изменив существующей до этого традиции размещения подобных заказов в  КДМО (Киевском Общесоюзном доме моделей). Горбачева познакомилась с Карденом и Лораном, последнему устроила показ в тогдашнем Ленинграде в 1986 году, а Зайцеву в Ванкувере, а потом в ФРГ в рамках продвижения фирмы Salamander, которая в 1987 году открыла совместное предприятие на базе ленинградской фабрики «Пролетарская победа». С фигурой Раисы Максимовны связано не только появление в СССР журнала «Бурда», но и менее известные факты. Такие как закрытые показы  «принчипессы моды» княжны Галициной, которая специально подготовила коллекцию в 1988 году и сделала два показа - в Старом цирке и Дворце съездов. Показы  моделей с Кузнецкого 14  вовсе стали приглашать прямо на партийные конференции. Имидж первой леди страны создавался усилиями модельера Тамары Мокеевой. Раиса Горбачева, заказав у Ирины Крутиковой приталенную черную шубку из каракульчи, мгновенно сделала ее  трендом сезона, и ввела моду на папаху-кубанку. Это, безусловно, влияло на интерес к советской теме, а помноженный на шок от альтернативной инсайдерской истории,  тот интерес вырос настолько, что Тьерри Муглер стал снимать модели на фоне советской архитектуры, Жан-Поль  Готье сделал коллекцию в духе конструктивизма с использованием шрифтов кириллицы, а Ив Сен Лоран в этот период одел своих моделей в каракулевые шапки на манер генсековских. Вслед за чередой конкурсов красавиц открылись магазины готовых изделий в компьютеризированном Центре моды Люкс, где (цитируя журнал Штерн 1988 года) посетители пытались разговаривать с манекенами, а продавщицы не всегда справлялись с новой техникой на   кассе. Отрылся  магазин готовых изделий при ОДМО , вышли в свет новые журналы «Кузнецкий мост» и «Модели сезона»,  ранее безымянные вещи обрели свои имена : Тамары Мокеевой, Татьяны  Парфеновой, Наталии Орской, Лидии Соселии, Александра Ингманда.

Самодеятельность на базе моды и авторского костюма процветала не только в столицах, но и в отдаленных от центра городах. Так например в городе Шахты, проводился ежегодный  фестиваль мод. Открывались модельные агентства, известнейшим из которых было агентство «Жар-птица», впервые в  Москве 1989 года была проведена «Неделя британской моды», а американские бренды уже готовили маркетинговые схемы для открытия собственных производств, отрывались первые бутики Пьера  Кардена  и Нины Риччи ,но…

Население  переориентировавшееся на запад, сначала захлестнула волна  кооперативного ширпотреба, а вскоре и это проявление затопила еще более мощная волна китайско-польского фейка тоннами ввозившегося «челноками». Новые трендсеттеры в малиновых пиджаках а ля Версаче и тренировочных костюмах добили окончательные надежды закрепиться на рынке  открывавшимся частным домам и ателье, вплоть до середины 90-х. Но стоит отметить, что даже тогда за границей были нарасхват русских модели: Наталья Семанова, Людмила Исаева, Татьяна Сорокко - это неполный список имен, с которыми заграница связывала с темой русской красоты в 1990-е. А тему высокой русской моды  за рубежом все еще  ассоциировалась с «Красным Диором» Зайцевым и  русскими мехами. Направление накрепко связанное с именем  Ирины Крутиковой, разрабатывавшую технологию «золотого меха» еще с середины 80-х,  модели которой были показаны  за рубежом только в начале 1990-х в виде коллекции  «Птицы».

 


 
Фотографий: 30
Показ мод в ГКЗ Россия,1989 год.Фото Виктора Грицюка
Выставка авторского костюма на Каширке,1988 год
Директор Центра моды Люкс,1988 год.Фото из журнала Штерн
Предложение ОДМО 1988 года.Автор Ингманд
Перспективная коллекция ОДМО,1988 года
Молодежная коллекция ОДМО,1988.Фото Альберт Вотсон.Журнал Штерн.
Молодежная коллекция ОДМО,1988.Фото Альберт Вотсон.Журнал Штерн.
Молодежная коллекция ОДМО,1988.Фото Альберт Вотсон.Журнал Штерн.
Молодежная коллекция ОДМО,1988.Фото Альберт Вотсон.Журнал Штерн.
Молодежная коллекция ОДМО,1988.Фото Альберт Вотсон.Журнал Штерн.

Страницы: 1 2 3

вернуться в раздел "Мода"
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru