Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом

eng / rus

Иллюстратор Геннадий Дмитриевич ЕПИФАНОВ

21 июня 2010, 09:49
Автор: buster

 

Геннадий Дмитриевич Епифанов, выдающийся  советский график, мастер иллюстрации, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина родился в 1900году в Ростове Великом.

Работал в Ростовском музее древностей (1922—1924).

Учился на графическом факультете во ВХУТЕИНе в Ленинграде (1925-1930 гг.) сначала на живописном факультете у Петрова-Водкина, а потом  - на графическом у  В.Д. Замирайло, Д.И. Митрохина, Конашевича, Кругликовой, Шиллинговского.

Посещал живописную студию А.И. Звонилкина (1883 – 1937), профессионального художника  и прекрасного педагога, ученика Коровина по Строгановскому училищу.

По окончании института «в первых номерах» сотрудничает с многочисленными издательствами.

Епифанов – участник международных выставок во Франции, Чехословакии, Греции, Турции, Дании, Норвегии, Финляндии. В СССР в 1932 – 1940 годах состоялось 9 коллективных выставок, на которых были представлены работы мастера.

В 1941 – 1945 годах художник работает в «Боевом карандаше», трудится над оформлением интерьеров и созданием экспозиции Военно-медицинского музея.

В послевоенные годы Епифанов возвращается к искусству иллюстрации. Альбом гравюр «Ленинград. Виды города» (1953) закрепляет за ним славу «певца старого Петербурга».

Пользовался различными графическими техниками — рисунком пером,  ксилографией,  обращался к акварели , гуаши , сепии . Важной частью творческого наследия Епифанова являются его натурные работы, исполненные кистью, пером, карандашом, иногда слегка подкрашенные акварелью.

Выпустил альбом ксилографий, посвященный родному городу Ростову.

Оформлял книги, выпускавшиеся издательством «Academia» и другими советскими издаетельствами. Известен иллюстрациями к «Назидательным новеллам» М. Сервантеса (1934), «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (1947), « Королеве Марго » А. Дюма (1952), « Одиссее » Гомера (1958), «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1966).

Профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.

Персональные выставки состоялись в 1947 и 1972 гг. (в Ленинграде), в Праге (1959 и 1970 гг.), Брно (1959 г.).

Произведения художника находятся в ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Умер в 1985году в Ленинграде.

 

Гомер. ОДИССЕЯ.

 

 

 

Гомер. Одиссея.

 

 

  Когда в 1980-м году я перешел на третий курс графического факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина,  руководить мастерской книжной графики был приглашен  восьмидесятилетний  профессор Геннадий Дмитриевич Епифанов.  Мы много слышали об этом живом классике, и с интересом и трепетом ждали его уроков. У него была замечательная внешность! Представьте себе величественного, мощного, высоченного и благообразного старика, почти лысого, с крупными чертами лица и большими руками кузнеца. Впечатление несокрушимого величия усиливало то, что двигался он, вследствие возраста, медленно, а жесты и мимика были предельно скупы.  Своё знакомство с нами начал он с критики современного искусства в целом и состояния института, преподавания и преподавателей в частности. Повсюду, куда бы ни обращал он свои взоры – вокруг было прискорбное падение художественного вкуса  и развал работы.  «Я вижу вокруг одни серые стены, - говорил он своим тихим слабым голосом. - Это ужасно. Ужасно»... Он страстно любил живопись Вламинка и русские и японские лубочные картинки, которые считал безукоризненными по вкусу.  У него была отличная коллекция этих картинок, он приносил их нам как драгоценности,  раскладывал на откидных витринках мастерской, и, в течение урока, мы любовались ветхими виртуозными листами. Это было незабываемо!

   Своими строгими и серьезными разборами наших работ, высокими требованиями к мастерству и культуре  он быстро сбил с нас юношескую спесь и самовлюбленность.  Он искренне старался привить нам хороший вкус и, во всяком случае, заставил ценить и уважать саму идею художественного вкуса и аристократизма в искусстве.

 

А.С.Пушкин. Пиковая дама. Заставка.

 А.С.Пушкин. Пиковая дама. Иллюстрация.

 А.С.Пушкин. Пиковая дама. Заставка.

  А.С.Пушкин. Пиковая дама. Иллюстрация. Фрагмент.

   А.С.Пушкин. Пиковая дама. Иллюстрация.

 

    В воспоминаниях  выдающегося графика и каллиграфа Ильи Трофимовича Богдеско  немало строк посвящено  учителям мастера.  Рискну привести небольшой отрывок о  Г.Д.Епифанове.

«… Геннадий Дмитриевич Епифанов в оценках художественных качества студенческих работ казался    прямолинейным и категоричным.

   Поначалу он даже произвел впечатление излишне суховатого, сурового человека. Но эта его оболочка таяла тотчас при виде добросовестного отношения к делу. Чем лучше кому-либо из нас удавалось решить поставленную им задачу, тем больше он усложнял следующее задание. Впрочем, ему трудно было угодить, до такой степени высоки были его требования.

   Он говорил:

                - Приступая к делу, каждый раз ставьте перед собой глобальную задачу. Например: сделать свою работу лучше всех на курсе, лучше всех – в институте, лучше всех – в Ленинграде, в стране, в мире. Конечно, вам это, наверное, не удастся, но настроить себя на такое – совершенно необходимо. Это повышает требовательность, дисциплинирует.

   Я впервые от него услышал, что существует большая разница между тем, что мы видим в природе, и изображением на плоскости. Там – трехмерно, здесь – двухмерно. Там мир во все стороны расширяется до бесконечности, здесь он начинается и заканчивается в пределах листа. Бездумное «срисовывание» с природы, простой перенос на плоскость увиденного - неграмотно. Поэтому композицию надо строить по законам двухмерности. Композиция «встраивается» в лист. Надо считаться с горизонталями и вертикалями. Делая середину, надо видеть края. Если непонятно – смотрите мастеров. Смотрите глубинно. Постоянно контролируйте себя. Не надо работать с «чужой» руки. Мастеров смотрите, но не надо быть их рабом. У каждого из нас – собственное восприятие. У них было свое, у нас – свое. Старайтесь сохранить первое впечатление.

Его небольшая аккуратная двухкомнатная квартира напоминала маленький музей.      Здесь было просторно, уютно, располагало к спокойствию. Вещи всё безукоризненного вкуса. Ровно столько их, сколько нужно, чтобы стена оставалась стеной, чтобы пол отражал свет, льющийся из окна. А на стенах – ни больше, ни меньше – оригиналы: «Автопортрет» К. Брюллова, прижизненный портрет Ломоносова неизвестного художника, эскизы французского художника…. к картине «Дуэль», греческая или римская мраморная голова, книжный шкаф старинной работы с редкими книгами, большей частью монографиями великих мастеров, и, наконец, в отличном состоянии полный комплект ампирной мебели красного дерева – большой диван, стулья и овальный стол

                Сам хозяин показался мне неотъемлемой частицей этого изысканнейшего окружения, но в то же время – как-то проще, доступнее, чем в институте. Я даже осмелел и попросил Геннадия Дмитриевича показать мне свои гравюры. Так я впервые увидел его «Бедную Лизу», «Большие надежды», «Михайловский замок».

                Он непременно хотел услышать мое мнение. Я был в восторге. Особенно нравилось, что при всей скрупулезности, графической точности штрихов, сохранялась живость впечатления и какие-то, недоступные мне, строгость и логика построения, конструкция, облаченная живой плотью – то, что объяснить словами бывает невозможно, но что заставляет сердце щемиться и переполняться восторгом».

Из иллюстраций к "Назидательным новеллам" М.Сервантеса.



   
поиск


80-s   космос   new_wave   выставка   new   00-s   design   60-s   30-s   tattoo   acid-house   rockers   рок   совриск   50-s   video   постмодернизм   СССР   oi   90-s   rock      fashion   концерт   photo   видео   20-s   art   80-е   indie   rocker   folk-rock   дизайн   70-s   арт   книги   байкеры   Виктор   graffity   книга   40-s   кино   now   music   фото   мода   CCCР   illustration   ndw   greasers   wave   mods   punk   19в.   artists   акварель   post-punk   folk   synty_pop   60-е   industrial   графика   psichobilly   synth   ska   белянчикова.   пресса   post_punk   мультфильм   фестиваль   book   субкультура   50-е   шансон   англия   иллюстрация   pop   tedds   punk-rock   hippie   skinhead   реклама   сленг   наив   00   рокеры   freak   арт-брют   асса   010-s   символизм   60's   70-е   zine   сюрреализм   synth_pop   gothic   винил   punks   спорт   surf   east   electro   jazz   disco   архитектура   d.i.y.   rockabilly   ньювейв   soul   музыка   musik   70   москва   syntypop   japan   graphic   ДК   питер   experemental   animation   коммуникации   ретро   10е   metalhead   80е   СССР.60-s   холст   CCCР.punk   сквот   



© 2006-2011. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru