Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

Вырядимся? Журнал Юность #7 1987год

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:none; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:595.45pt 841.7pt; margin:72.0pt 58.85pt 36.0pt 63.35pt; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-columns:2 not-even 228.4pt 13.5pt 231.3pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} @page Section2 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section2 {page:Section2;} -->

За несколько дней до творческого вечера западно­германского журнала мод «Бурда» в Колонном зале Дома союзов неподалеку от этого дома и этого зала состоялся вечер, также посвященный... в общем, на­зывался он приблизительно «Музыка и мода». Я опу­щу рассказ о прошедших там выступлениях наших рок-кумиров, потому как ни песни «Средне-Русской возвышенности», ни капризы «Звуков My» не имеют к моей теме никакого отношения (ну, разве что самое отдаленное), и слово «мода», вынесенное в название вечера, употреблено было в прямом смысле, хотя, ко­нечно, вечер, посвященный музыке и моде в перенос­ном смысле, т. е. моде на музыку, тожэ бы отнюдь не помешал, да вот хоть бы в том же составе... Ну да ладно.

Итак, мы 19 февраля, вечером, в Доме моделей на Кузнецком мосту. Откатав свою программу, удали­лись штатные манекенщицы, и сменили их внештат­ные, возглавляемые внештатным же модельером: на помост со своей коллекцией вышла студентка 4-го курса Московского архитектурного Катя Микульская. Прежде чем ознакомить вас с интервью, которое я взяла у новоявленной конкурентки Коко Шанэль, на минуту выйдем из зала, прикроем дверь, дабы востор­женные вопли публики не мешали нам быстрее услы­шать и лучше понять друг друга. Я вывожу вас из этой праздничной атмосферы не по подлости натуры, а   для  небольшого   душевного   разговора,   имеющего целью облегчить понимание и приятие той так назы­ваемой «авангардной» моды, которую предлагает Ка­тя. Тем более что речь пойдет не столько об аван­гардной моде, сколько об авангардном к ней (моде) отношении.

Ну что, поговорим?

...Есть такая ста-а-а-арая-старая, ру-у-у-усская-рус-ская поговорка: «Голь на выдумки хитра». Сузим ее расейскую всеохватность до данного контекста. При мер: нашим мамам и папам известно, вспоминаемо— что можно было сделать из старых теннисных тапо­чек, натерев их зубным порошком? Правильно — новые теннисные тапочки! Мудрость поколения пере­далась и нам: из старых белых кед мы умеем сотво­рить новые белые кеды. Так вот. Они открыли это но­вое качество зубного порошка, но и мы не стоим на месте: например, для того чтобы приобрести трико­тажную майку с длинными рукавами, большую, уют­ную (в журнале «Силуэт» это называется «элегантная мешковатость»), вовсе не обязательно бежать к фар-це и отстегивать четвертной, а иной раз и полтинник. Представьте себе — не обязательно. Можно всего лишь дойти до ближайшего универмага и купить комплект однотонного мужского теплого белья (задешево), май­ку — гениальную, мечта! — покрасить в желаемый цвет, а подштанники подарить дедушке. Не знали? Дарю. С джинсами такие майки смотрятся суперфир-менно. Далее. Как-то одна моя знакомая заявилась на одну многолюдную вечеринку в таких колготках в сеточку!., что у женской половины собравшихся на­прочь испортилось настроение. На страстные расспро­сы «ОТКУДА???» она небрежно отвечала: «Папа из Парижа вернулся, неделю в командировке был». Де­вушки сникали: фарцовщик — это свое, родное, а вот Париж... Получив свою долю восторгов и зависти, дочь папы из Парижа раскололась: идешь в детский мир, колготки детские прикупаешь и крючком-крю­чочком распускаешь это дело: «И вот оно как!» — она торжествующе помахала в воздухе синей сетча­той ногой.

...Назавтра у всех тогда присутствовавших девчо­нок — вернулись папы из Парижа...

Я сознательно не буду раскрывать способы изгото­вления самых что ни на есть «уматных прикидов» наших рок-мальчиков. Зачем? Покопайтесь на антре­солях, ненавязчиво спросите у мамы, где, собственно, тот папин пиджачок, в котором он на фото 50-го го­да?.. Осчастливьте бабушку экскурсией по ее сундуч­ным загашникам, в конце концов забегите на Тишин­ку за остроносыми ботами — «попсовый» вид обеспе­чен. Что называется, «дешево и сердито»: модный, веселый, уютный, юморной наряд поднимет настрое­ние не только вам, но и закованным по долгу службы в униформу (стрелка на брюках, кожаный пиджак и галстук под кадык)... ну, скажем, парням из опер­отряда.

Такого рода примеров хитрости мильён — не миль-ён, но порядком. Нет-нет да и встретишь на улице «врубного» человека: худо дело с сандалией? Сделай сам! У домашних тапок подошва — то, что надо. Сле­довательно? Ага! Отпорол, ремешки-веревки по прин­ципу вьетнамок присобачил — и пожалуйста: предмет острой зависти страдающих по жаре в дерматине «не-врубных» — готов! А веревки можно и до колена, и до бедра, и до горла — как ты хочешь и как мама разрешит! Куртки и пальто из пледов, юбки и рубахи из бабкиных подзоров, вечерние наряды из кружев­ных оконных занавесок! Ежели в магазине «Бога­тырь» приобресть байковый халат в немыслимую клетку размерчика эдак 56-го и выше, а потом чик­нуть ножницами не доходя до колена — получится уматной пиджак со всеми делами: и плечо-то опуще­но, и воротник-то шалькой, и карманы накладные ого-го! А гетры?! Проблема из проблем для безруких невязальщиц, но — вязать-то оно, конечно, не каж­дый умеет, а отрезать? — пустячок! Вот и нет пробле­мы: отмерьте (семь раз), и отрежьте (разом) рукава у


старого свитера! И вперед — красота, аэробика! Хотя это авангардизм на каждый день. А на празднич­ный? Давайте вернемся в зал, к модельеру Екатерине Микульской.

Ну вот, теперь вы приблизительно поняли, о каком авангарде в моде пойдет речь? Да-да, не о голых спи­нах модельера Бетси Джонсон из Лос-Анджелеса, не о нарисованных прямо на голом теле костюмах за­падногерманской художницы Верушки, не о платьях-цилиндрах всемирно известного Валентино. Нет. Речь пойдет о сознательно авангардном отно­шении  к модели.

Тем    более,— уточняет    Катя,— что,    например, наш фарцовщик, упакованный  в фирменное-перефир менное,  все  равно   никакой   не    «фирмач»,    как   ни пыжься,   а наш обычный советский «утюг». И не более.

«Французы наряжаются, а русские рядятся»...

Да, это у Державина. А я вот прихожу в институт, а мне говорят:   «Катька, во что это ты вырядилась?  На тебя   смотреть   смешно!»    Раз — «смешно», два — «смешно». И я все-таки отвечаю:   «Тебе смешно?  Везет!  А мне на тебя смотреть грустно!»  У нас же  все   умные, все считают,  что уж   в  чем-чем,  а  в моде-то они секут. В физике — нет, в биологии — нет, в электробытовых приборах — извините, но уж в мо­де!..— Она   усмехается.— Я   пропагандирую   демократичную   моду.    Демократичную,    веселую,    дешевую.
Фантазию    пропагандирую.   И,   естественно,   не   для всех.  Смешно, да?  Демократия   не  для  всех.   Но  это так: для тех, кто эту демократичность, эту фантазию
потянет.   Надо   сказать,   тянут немногие. У нас ведь как?   Хвалят   выставку — дерьмо,   ругают — надо   бежать.    Дорогое    платье — это   да,   дешевое — второй
сорт. А разобраться:  платят — за игру, за лейбл, за имя модельера. Оплачивают собственный снобизм...

Ну  да,— усердно  поддакиваю  я,— приятно,  ко­нечно, усаживаясь в белый  «роллс-ройс»,   поправить белый  бархат  платья,   расшитого  белым    атласом,  и Марлону   Брандо,  который   за  рулем,   небрежно  уро­нить: «От Зайцева...» Приятно же?

Не знаю,— честно отвечает она.— Я вот два года  в  «туриках»   хожу,   ну,  в   туристских   ботинках.
И сломалась: дай, думаю, клевые куплю. Мама счаст­лива:   «Катенька, что угодно, за любые деньги, при личную обувь». Искала-искала, нашла фарцовщика, ботинки — улет, и цена — улет, 250, но мама готова. А я посмотрела на них пронзительно, и представляю: вот иду я в своих новеньких за 250, на левой ноге — зарплата и на правой ноге — зарплата... Представля­ешь? А еще дешевую моду пропагандирую...

Я посмотрела на свои, из магазина, за 120: сижу я, значит, в своих за 120, на одной ноге — пенсия и на другой — пенсия... И спрятала их, две пенсии, под стул.

— Нет, вообще-то все понятно. В принципе серьез­но модой начинают заниматься (тьфу-тьфу!) только сейчас. И это понятно — почему только сейчас. Но мозги-то у всех уже набекрень: кто может позволить себе экстравагантный, яркий костюм безбоязненно? Актриса. Актер у нас — святыня. Выйди звезда в перьях — любовно покрутят у виска, мол, звезда ведь, чего с нее, ей можно... Вот наглядный пример: я помню, как мне однажды сказали: «Ишь, Пугачева нашлась, вырядилась!» И потом. Я, конечно же, по­нимаю, что пройти в моем костюме по улице без при­вычки тяжело. Знаешь принцип порванной колготки? Идешь по улице, а к тебе со всех сторон доброжела­тели несутся: «Девушка, у вас колготы поехали!» И каждый думает, что он такой добрый — один. На двадцать пятом уже хочешь зайти в подъезд, снять их к чертовой матери и дальше идти, да ведь опять понабегут: «Девушка,— орать будут,— вы колготы на­деть забыли!» Кошмар. Активность такая — ужас. Каждый долгом считает прокомментировать. Мне-то уже наплевать, я привыкла, а вот... Хотя, конечно, мои модели не на каждый день: для них нужно на­строение. Оптимальный вариант на каждый день — это все-таки джинсы и свитер. Но если у меня на­строение праздничное, а с красным днем в календаре не совпало — ну просто так праздничное, мой личный какой-нибудь праздник,— тут берегись: и старушка поохает, и матрона обругает, и дядя с «дипломатом» посмотрит осуждающе. Но почему я нэ комментирую их мохеровые береты или несходящиеся на икрах сапоги, или там еще что-то? Почему? Потому что они как все, а я как я?.. Я же не виновата, что их не научили терпимо, снисходительно относиться к тому, чего они не понимают,— не могут или не хотят.

Я высказала злое предположение, что, может,— дело    посложнее:    культура    культурой,    как    и    ее

отсутствие, но тут, возможно, раздражает другое. Дей­ствительно, что за дела? Мы что, козлы, что ли? Ко­пим бабки на костюм, откладываем, себе отказываем, стремимся, так сказать, а она — на тебе пожалуйста: откопала старый морской китель, штучками уве­шала, по себе подогнала — и все?! Умнее всех, что ли?

—           Нет,   не   умнее,   просто,   наверное,   идеалистка:
предлагаю на равных. Тем более   что ни тканей ка­ких-нибудь разэдаких не надо, ни выкроек немыслимых не надо, и сотни не вылетают, и вообще...

Потом, через неделю, я спрошу Катю, как показа­лись ей модели «Бурды».

—           Ко    мне    это    не   имеет  никакого   отношения. Я предлагаю моду молодым. То, что предлагает этот журнал, я бы сказала, для женщин после 30-ти. Или
для   школьниц,   которые   желают   выглядеть   «после 30-ти». А мои модели для тех, кого тридцать еще не пристукнули,  причем со  всех  сторон:   к 30-ти — ста­
бильная   зарплата   и   уже   нэжелание   (и   невозмож­ность), как они говорят, «выпендриваться», и костюм не праздник, не самовыражение, не фантазия, а по­казатель — чего ты добилась в этой жизни. И уже до 70-ти   скучный   строгий   костюм с какой-нибудь м иленькой     деталькой.    Да! — вдруг    «опомнилась» она.— Я   сама   не   очень   люблю   шить,   на    самом деле — идеал,    мечта,    утопия — я    должна    приду­мывать,    а    шить     должен     художник-исполнитель,
но  уметь это надо.   Вот  в   Москве   есть   еще такая Лена Зелинская,   модельер,   она   разрабатывает   мо­дели  в  том  же  ключе,  но,  конечно,  по-своему.  Вот
она — просто героиня! Все шьэт сама, объэм можешь себе представить, если она сейчас делает коллекцию, которую — в    прожектах — должны    демонстрировать
пятьдесят    манекенщиц   одновременно!    Представляешь?!

Я не представляла другого: как?! У этих девчонок есть уже выполненные коллекции?

Конечно,— как тупенькой, кивнула мне Катя.—
Я знаю Ленкины модели, и еще есть Катя Филиппова... А скольких я не знаю...

Минуточку! — буквально возопила   я.— Ка­тя, объясни бестолковой:   а почему же, если вы все есть...   Нет,   не   так.   Вот:   я,   упаси   бог,   не   против
поздравлений «Бурды» с 8 Марта   и, уж естественно, не против Кардена, пиджачок с... чьим   плечом можно   запросто   примерить   в   магазина   «Мода»   на
Пресне; и при известии о приходе на прибалтийскую землю мокасин фирмы «Саламандра» ощущаю в душе просто-таки грузинское гостеприимство... И гастроли
моделей Ив Сен-Лорана тоже всячески приветствую!..
Но! — Я  видела,  что она  уже  прекрасно  поняла, о чем я воплю, вопрошая, но мне хотелось предельной ясности.— Но:   почему?  отчего?   зачем?   Прежде,   за
день,   за   полчаса до их приезда, не провести некий уникальный смотр моделей наших модельеров?! Асов,профессионалов, талантливых дилетантов, творческой
молодежи?

Волнение мое можно оправдать: вовсю взыграл ме­стный патриотизм. Причем не квасной, а самый что ни на есть натуральный. Тем более что они не станут тут же требовать немыслимый полиграфический ком­бинат ни для каталога этого гипотетического вечера, ни для, хм, своего собственного периодического изда­ния. И на Колонный зал Дома союзов тоже посягать не станут: хоть и упрекают у нас молодежь в незна­нии истории, но уж что связано с этим залом, нам известно...

Катя поморщилась:

—           Я позволю себе высказать одну, возможно, неприятную    для    кого-то   догадку:    а    может    быть, это просто легче: устроить вечер французского художника-модельера, отобрать приемлемое (ну, скажем, для зрелой дамы из жюри), а на что-нкбудь экзотическое, радужное, немыслимое (опять же на вкус этой самой дамы), вяло поаплодировав, заключить: нет, а это не для нас, все эти буржуазные примочки... Тут ведь де­ло такое —тонкое: понравилось — наше, не понравилось— ихнее.  И  даму  эту  можно,  конечно,  понять:дама уж лет 20—40 как немолода, она   в конце концов    прожила   жизнь,   в которой простенькое-препростенькое    и    скромненькое-прескромненькое    было   в самый раз. И у нее масса достоинств — она застала те времена, когда простецкий одеколон именовался — ах! — О-де-ко-лонъ, и забыть не может, как на Днеп­рогэс хлынули голодные и веселые энтузиасты...

Да,— поняла я,— на всю жизнь память военного лихолетья и послевоенной разрухи. И к памяти ее испытываешь должное уважение, как же иначе?

Конечно, как же иначе? — кивнула Катя.

Но   сегодня   вовсю   уже   плодится третье после­военное   поколение,   выросшее   в иных исторических условиях, а также в других распашонках, ползунках,
чепчиках и колясках. Удивительно ли, что вкусы его с дамиными расходятся? Невооруженным глазом вид­но,  что  вопрос  риторический.  Но  вернемся  к  нашей
даме, той, какова она сейчас, решающая, что нужно сегодняшним    20-летним,    а   чего   им   ну   никак   не нужно...

Да.  Отношения  у  нее  с  французским  моделье­ром идеальны, т. к. светские. «Спасибо — спасибо, до новых встреч». А с нашими?! Хлопот не оберешься —
вот что! Замучают, свое доказывать будут, нервы тре­пать,   время   грабить.    Уличать   в   некомпетентности (это ее-то! — которая   столько   всякого   помнит!) Еще
чего учудят, лишь бы пробить свою дурацкую клоунскую   моду! Н-е-е-т! Это ж себе дороже — устраивать наш   собственный   модельерский   смотр-карнавал. Не­тушки. И всё.

Мы вспомнили слащавые комментарии конферансье на вечере «Бурды» (из телевизора): «Эти костюмы можно сравнить только с блеском драгоценных кам­ней!»... И долго и грустно говорили потом... знаете, о чем? О комплексе неполноценности. О том, что — на­до думать — по мере роста благосостояния нашего об­щества проблема эта не преуменьшится, а, напротив, весьма обострится, только такая мелкашка, как джинсовые портки, канет в Лету (помните все стра-сти-мордасти вокруг них?), а на повестку дня станут, взявшись за руки, например, шубы: лисья и песцовая или там из норки... И девочка из медучилища, не на­учившись фантазировать и носить (!), зная, что Ленка из ВГИКа — в рыси, Юлька из Лита — в лайке, Свет­ка с журфака — вся в «кардене», а любимый маль­чик — весь из Дома моды... Мы оплакали девочку.

—           Знаешь,   я   действительно   не понимаю, почему бриллиантовая    сережка   лучше   моей   небриллианто­вой.— И Катя надела свою, любимую. «Любимая» вы­
глядела так: тонкий длинный витой блэстящий шнур,на хвостике шнура — три банта:   маленький, поболь­ше и большой, фиолетовые, атлас. Чудо заключалось в следующем: не будучи статичным, пришитым на гру­ди  или  под  горло  бантом,   «любимая»,  смещаясь от каждого движения   головы,   каждый   раз    по-новому
оттеняла   весь   остальной   костюм:   черный   пиджак, желтый жилет...

Вот это да.

Инна ШУЛЬЖЕНКО

 


« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru