Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

Изнанка «большого» ритма

Алексей Степанов, Георгий Сенчин. Киров.

В редакцию пришло 353 письма с такой же просьбой.

Выполняем пожелания наших читателей.

Сначала — краткий ответ на вопросы наших читателей. «Хэви-металл-рок» означает в переводе с английского «тяжелый металлический рок» и является одним из стилей западной рок-музыки, тесно смыкающимся с «хард-роком» — тяжелым роком. Группы «Моторхэд» и «Эй-Си/Ди-Си» — наиболее известные представители этого стиля.

Прежде чем познакомиться с ними поближе, предложу небольшую зарисовку, сделанную зарубежными журналистами: «Заполненный до отказа зал дворца спорта. В дыму, который почти скрывает эстраду, корчащийся человек вопрошает в крике: «Хотите ли вы тотальной войны?» Действие происходит на Западе и в наши дни, а не сорок лет назад в нацистской Германии, когда кликушествующий пропагандист третьего рейха Геббельс повторял те же самые слова на фашистских митингах. А ведь такие недвусмысленные сцены можно было наблюдать на концертах группы «Кисс», об облике которой уже рассказывал «Собеседник». Кто-то, вероятно, может сказать, что это, дескать, единичное явление. Факты свидетельствуют об обратном.

Вернемся в середину шестидесятых. Англия, закат увлечения блюзом. Именно тогда возникли основы стиля тяжелый рок: изменение динамики (возросший темп, повышенная громкость звучания) и выпячивание его формальных признаков (бесконечные гитарные соло и преобладание тяжелого, словно паровой молот, ритма).

Нельзя забыть, что в основе появления нового музыкального течения есть причины и социальные. Вспомним то время: массовые демонстрации молодых людей, вставлявших цветы в дула направленных на них полицейских карабинов, шумно декламирующих: «Мир спасет любовь». Реальность оказалась гораздо более жестокой, чем она представлялась в утопических мечтах. Крах наступил быстро: одни сгорели, кидаясь из крайности в крайность, многие предпочли тихий буржуазный уют, а иные «бунтари» довольно легко нашли свое место на буржуазной «ярмарке тщеславия».

Идеи потеряли у некоторой части западной молодежи свою привлекательность, и их место заняли цинизм, безверие, мистицизм. И это не могло не найти своего отражения в музыке. Не случайно многие критики оценили хард-рок как музыку «потерянного поколения».

«Нет», «Не надейся», «Не верь» — только эти послания и несли исполнители хард-рока, обращаясь не к разуму аудитории, а к ее безрадостным настроениям. Колесо шоу-индустрии завертелось, и то там, то тут стали проглядывать лица не слабовольных нигилистов, но беспринципных, циничных музыкальных карьеристов. «Мотор-Сити 5» призывает вас бороться против «красных, которые стали для Америки опасностью пострашнее Гитлера»— послышалось и такое, а участники группы «Студжиз» одними из первых стали жонглировать на сцене нацистскими атрибутами.

Отличие хард-рока от основной продукции поп-бизнеса привлекло к нему внимание. Однако любая мода имеет обыкновение проходить, и к середине семидесятых хард-рок начинает испытывать упадок. На сцену был выпущен панк-рок. Музыка, предложенная «Секс Пистолз» и им подобными, представляла собой одну из наиболее уродливых форм тяжелого рока — на этом теперь сходятся и западные музыкальные критики. Но волна панка надолго не задержалась: наиболее предприимчивые ансамбли поскорее набили кошельки и удалились «на покой», часть других старалась найти альтернативу отрицанию всех и всяческих норм. Некоторые музыканты из молодых групп, получившие название «новая волна», нашли свое место в концертах «общенациональных маршей за труд», движениях «Рок против расизма» или «Рок против правых». Антибуржуазная направленность таких групп «новой волны» не могла вдохновлять заправил граммофонной индустрии. Требовалось что-то иное... «Я думаю, что молодежи всегда будет нужно что-нибудь «погорячее»,— высказал, в то время уверенность в возрождении хард-рока граммофонный бизнесмен А.Эртегун. И он не ошибся — из всех дыр полезли провинциальные «тяжелые герои», опять пошла в ход средневековая мистика. Музыка слегка видоизменилась, дойдя до предельной громкости, иногда лидирующее положение гитары занимали синтезаторы, а связь с блюзом ощущалась все меньше и меньше. Усложнилась техническая «оснащенность» хард-рока, и все чаще эту музыку стали называть «хэви-металл-рок». Потребовались и соответствующие сценические «образы». Например, «Эй-Си/Ди-Си» начал в середине семидесятых свое путешествие по волнам рока. Нового, помимо некоторых упомянутых отличий, квинтет предложить не мог, зато его участники постарались в максимальной степени выразить сущность «металла». Единственный призыв их песен — любыми путями стать состоятельным человеком. Поведение музыкантов на эстраде, мягко говоря, непристойное: если иные звезды не спеша прогуливались перед зрителями в исподнем, то некоторые участники австралийского ансамбля иной раз представали в костюмах Адама. На многих концертах группы «Блю Ойстер Калт» слушатели с первых минут видят свастику, развевающиеся знамена третьего рейха. Свастика фигурирует и на концертах группы «Джудас Прист». В ход идут балахоны и кресты, как на сборищах ку-клукс-клана. Лемми — лидер группы «Моторхэд» — смеется: «Неужели вы считаете нас фашистскими подручными?» Корреспондент отвечает, что видел, как бесились на их концертах бритоголовые юнцы, выкрикивающие «коричневые» лозунги. Или другой эпизод: после концерта группы «Саксон» в ФРГ группа их поклонников с криками «Бей иностранцев» набросилась на идущего по улице турецкого юношу, которому было нанесено более двадцати ножевых ранений. «А что вы хотите от людей, которые в каждом своем выступлении проповедуют культ силы, призывы к насилию»,— писал шведский журналист Лар Пальгрен, который изучал «металлистов» и познакомился со многими группами этого направления. Агрессивная развязность в сочетании с откровенной аморальностью — суть новых групп. И не случайно, видимо, многие исполнители «хэви-металл» следуют в жизни тому, что проповедуют со сцены. К примеру, вокалист «Эй-Си/Ди-Си» Бон Скотт найден мертвым перед собственным домом — он задохнулся в машине, находясь в алкогольном тумане. Или двое музыкантов группы «Тевтонцы», которые в наркотическом бреду с охотничьими ружьями в руках ворвались в дискотеку в Мюнхене и ранили нескольких посетителей, выкрикивая расистские лозунги. Достойные примеры для подражания, не правда ли? Группа «Молли Хатчет» иллюстрирует песню слайдами, где фигурируют солдаты войск СС... Прочитать об исполнителях «хэви-металл» что-нибудь в серьезных музыкальных изданиях на Западе невозможно. Не пишут. Нет апологетов у этого направления. Правда, их фотографии красуются в подростковых бульварных листках типа «Браво» или «Поп-роки». Весьма редкие гости эти группы в программах радио и телевидения. Упор делается на концерты. Так сказать, на личный контакт с аудиторией, когда воздействие на психику зрителей наиболее сильно. Ведь хард-рок — это «своеобразное продолжение треска, издаваемого мотохулиганами. Необузданный бунт против тишины на улицах», — пишет в «Нувель литерер» Я. Плугастель. И добавим: бунт, лишенный смысла и основанный на пропаганде реакционных постулатов.

Практически никто из серьезных музыкантов не сказал ни одного доброго слова о хард-роке или «хэви-металл». Пако де Лусия, испанский гитарист: «Эти грохочущие парни неприятны уже потому, что игра даже с бутафорской кровью унижает человека, его достоинство».

Элтон Джон, английский музыкант: «Постарайтесь найти какой-нибудь смысл в этой грохочущей колеснице предназначенного для убогих людей ужаса».

И мнение противоположное: «Молодежь должна ощутить себя сильной и выйти вместе с нами на улицу, чтобы покончить с красными и черномазыми. И если их гимном станет «Снова в черном» «Эй-Си/Ди-Си», то все равно мы достигли своей цели»,— Джозеф Т., нацистская партия Америки.

Вот и решайте, кому это выгодно.


« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru