Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

Хулиганы–80

Для России это, пожалуй, первый опыт подобного издания. Попыток было много, но ни разу они не носили столь монументального характера. Проект «Хулиганы-80» - это не только уникальная книга, но и серия концертов недавнего андеграунда, уже вышедшего из подполья и живущего светской жизнью, но все еще сохраняющего нотку чего-то запретного, и оттого столь желанного и кажущегося недоступным, а также фотовыставка «Хулиганы 80-х», которая состоялась в рамках Московского международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии - 2009» Московского дома фотографии в «Манеже». На выставке было представлено всего около 200 фоторабот, то есть примерно одна пятая того, что собрано в книге. И выставка, и книга повествуют о том, как молодежь второй половины 1980-х раскрашивала серые советские будни новыми образами, не забывая снимать на любительские фотокамеры свое собственное кино о необычной повседневности.

В сборник «Хулиганы-80» вошло более тысячи фотографий из личных архивов участников молодежных субкультурных движений 80-х годов прошлого века. Конечно, они не отражают всех течений и направлений молодежной жизни того времени, поскольку в большей степени касаются не политических, а культурных групп. А это значит, что у альбома вполне может быть интересное продолжение. Более того, оно было бы не только познавательным, но и полезным в свете понимания нынешних молодежных субкультур, совершенно не знающих собственных истоков и не представляющих, что и как делали их предшественники.

В те годы советское общество почти впервые, не считая протестных акций шестидесятников и первых правозащитников, всерьез столкнулось с феноменом открытого молодежного протеста против идеологического и культурного застоя, с одной стороны, и гонениями на «несоветский образ жизни» - с другой.

В книге представлены самые известные и внешне самые яркие герои молодежной культуры того времени. Впрочем, за эти годы их названия мало изменились: панки, рокеры, ньювейверы, байкеры, брейкеры, стиляги, металлисты, рокабиллы, другие «маргиналы» - стали новой идеологией и культурной ориентацией. Весь «фотомассив» хронологически и стилистически выдержан и снабжен выдержками из бесед, состоявшихся в течение двух последних лет в Москве и Санкт-Петербурге между автором книги и фотографами, чьи работы помещены в альбоме. Это воспоминания не просто сторонних наблюдателей, а участников тех событий. Они первыми попробовали свободу и рассказали, какая она на вкус. Оттого книга, сохраняя мироощущения времени и показывая важный исторический пласт, который важен и современным историкам, и будущим исследователям, приобретает особую ценность.

Основой молодежной коммуникации того времени стала меломания, мода и, конечно, творчество и самовыражение. Участники и герои субкультур осваивали сквоты, крыши и улицы, вовлекая в этот праздник непослушания обычных прохожих. Стиль одежды, причесок, татуировок, макияжа был не просто эпатажен и утрирован, он демонстрировал крайнюю степень свободы и независимости, бросая вызов «нормальной» серой жизни установленных рамок.

Этот проект - попытка реконструировать то, что, возможно, забыли даже сами участники событий. Проникнуть в мир прошлого помогает прекрасная подборка фотографий узнаваемых лиц: Жанна Агузарова, Гарри Асса, Александр Петлюра, Андрей Бартенев, Виктор Цой, Сергей Курехин, Тимур Новиков, «Звуки Му» и Петр Мамонов... В книгу вошло более двадцати интервью с самыми яркими представителями неформальной культуры.

Это был мир без запретов и границ, и выйти из него смогли далеко не все. «Многие хотели продолжения этого, казалось, вечного праздника. Кто-то ушел в эксперименты с наркотиками и не вернулся, кто-то просто не справился с самостоятельной жизнью, в которой мы все неожиданно оказались предоставлены сами себе - без каких-либо ценностей и идеологии. Этот период нашей истории сожрал много интересных и достойных людей. Но это было неповторимое, уникальное время - время большой романтики и великих ожиданий, - говорит автор книги. - И я хочу, чтобы об этом времени вспоминали и судили не по философским рассуждениям людей, которые немного постояли рядом, а от первого лица - тех, кому удалось выжить».

«Вполне естественно, что у нас возникло желание продолжить этот удачный эксперимент, сделав его еще более ярким и стилистически концептуальным», - отмечает один из организаторов музыкального фестиваля - части всего этого большого проекта - Алексей Борисов (группа «Ночной проспект»). В серии концертов «Золотое подполье 80-х» приняли участие легендарные московские коллективы «Альянс», «Оберманекен», «Николай Коперник», «Мегаполис», «Оптимальный вариант», «Ночной проспект», «Отзвуки Му», «Алиби», а также стартовавшая еще раньше легендарная «Рубиновая Атака». Для кого-то это ностальгия, а для кого-то открытие совершенно неизвестного пласта - предтечи того, что мы сегодня слышим с рок-сцен.

Миша Бастер и Ирина Меглинская, в свое время следившие за жизнью советских неформалов, проделали просто гигантскую работу. Бастер собрал множество фотокарточек из личного архива «легендарных» на тот момент людей - из Москвы, Ленинграда и даже Гродно, носящих характерные имена - Дима Мертвый, Паштетина, Гарри Асса, Кляйн и т.п. Из сквотов в свое время повылезали монстры современных медиа, и если Агузарову или Сергея «Африку» Бугаева видеть там казалось делом логичным, то ныне светскую львицу Ульяну Цейтлину, работавшую в то время моделью Гарри Ассы, - по меньшей мере, неожиданно.

Фотографии часто в расфокусе, где-то с нарушениями экспозиции и композиционного расположения. Но как элемент истории и доказательство существования уличной моды на просторах Страны Советов полностью себя оправдывают. Чего стоят только замечания бабушек, глазеющих на снимки и подписи к ним: «Галка, ну ты подумай: "Байкер на ретро-чоппере"! Ты что-нибудь понимаешь?»

Такого масштабного исследования с фотографиями по 1980-м еще не было. Стилистически книга отражает процессы, наиболее ярко отраженные в фильме «Асса». И это тоже не случайно. Потому что именно он стал культовым и вызвал волну подражаний и заимствований. Неудивительно, если и у Бастера появится волна продолжателей. Но вряд ли им удастся хотя бы повторить то, что сделано в этой книге.


« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru