Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

ХЭППЕНИНГ (диалог)

      1-й: Что такое ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА? Джаз?

      2-й: Конечно, нет.

      1-й: Рок? Фри? Джаз-рок?

      2-й: Ни в коем случае.

      1-й: Но как-то все это должно называться?

      2-й: Если вам так уж нужен термин, то назовем ПОПУЛЯРНУЮ МЕХАНИКУ музыкальным хэппенингом, в котором были использованы элементы рока, джаза, джаз-рока, фри-джаза и всего остального.

      1-й: Концептуальная акция?

      2-й: Зачем же так сложно? Просто тотальный синтез. А вообще-то, в выступлении ПОП-МЕХа ничего сверхъестественного и ирреального не было. Совершенно незачем ломать голову и искать тайны, скрытый смысл.

      1-й: А был ли в этом концерте вообще какой-нибудь смысл?

      2-й: Смысл - в эксперименте. Курехин захотел собрать все, что можно в одну кучу и посмотреть, что из этого выйдет. Он и раньше, в период существования авангардного клуба при ДК Ленсовета делал подобное, только не столь глобально.

      1-й: А зачем на сцене стоял Цой? Похоже, что просто так.

      2-й: Вот именно.

      1-й: Но ведь тогда на сцене мог находиться кто угодно...

      2-й: И ничего страшного не случилось бы.

      1-й: Если так рассуждать дальше, то можно додуматься до...

      2-й: Как раз к этому Курехин и стремится. В хэппенинге может произойти все, что угодно, таковы правила игры. Звучит музыка - достаточно странная, не так ли? Тут же по сцене бродит Африка, колотя барабанными палочками по всему, что подвернется под руку; в правом углу - живое олицетворение бесстрастного Востока - Цой, неподалеку от него кошмарный неоромантик Густав, тут же и Гребенщиков, в темных одеждах, в черных очках, похожий на добродетельного убийцу - то отвесит церемонный поклон, то застынет в идиотской позе. Возникает веселая обстановка абсурда, и это как раз то, что нужно. Логика Кэррола, Дали и Беккета! Происходит смещение привычных понятий и зрительского восприятие подготавливается к самому невероятному. Структура исполняемого сочинения довольно сложная, недаром кто-то из жюри упомянул о сонатном построении. Любое музыкальное произведение подчиняется общим закономерностям - нарастание, кульминация, развязка. Так и здесь. Завершился, например, фрагмент «Рок-н-ролл». Раз импровизация является одним из непременных условий хэппенинга, то после завершения фрагмента наступает «нулевое» время. Даже если Курехин и остальные знают, что должно произойти в дальнейшем, все равно необходим переходный мостик. Он может быть построен с помощью отрывочных музыкальных фраз, разрозненных аккордов, скрипов, шумов - так и было; чтобы помочь аудитории «переключиться» начинают действовать «актеры», т.е. их алогичные действия служат практическим целям. Боб приносит бревно, вместе с Курехиным они начинают его пилить и т.д. Публика расслабленно, хотя и с немалым интересом, начинает наблюдать за странными поступками, происходит незаметная разрядка, отдых, расслабление. Потом начинается следующий эпизод.

      1-й: Не слишком ли много иронии?

      2-й: Прежде всего необходимо учитывать личность Курехина. Он по натуре разрушитель, возмутитель спокойствия. Когда он играет с кем-то - с АКВАРИУМОМ, с Вапировым, - то придерживается определенного стиля; а когда сам является идеологом, то возникает нечто иное. Он играл в своей жизни разное - от регг-таймов до авангарда, но рамки какого бы то ни было конкретного жанра его стесняют и поэтому он предпочитает свободные формы. Может быть, ему важнее всего поиск, а не конкретный результат. Я знаком с его творчеством года с 1972 и не припомню, чтобы он придумал что-либо позитивное, ни одна из его идей не легла в основу нового стиля. Традицию он не создал. Зато Курехин постоянно борется со штампами, с любыми проявлениями стандартного мышления. Пусть при этом возникает масса перегибов - зато идет поиск. А ирония... разве без ее помощи можно выйти за пределы обыденного?

      1-й: И все-таки, не слишком ли много было иронии?

      2-й: Обычно у Курехина ее больше. Раньше он жутко издевался над традиционным джазом, однажды в его оркестре размалеванный Гребенщиков свинговал на басу. Можете себе представить, что это был за свинг! Не то, чтобы теперь Курехин стал добрее, однако в фестивальном выступлении ПОП-МЕХа главным элементом была не пародия, а ироническая стилизация. Каждый из элементов этой гигантской музыкальной мозаики исполнялся в своем натуральном виде. Почти что в натуральном. Возьмем «Цыганский фрагмент». Если бы приехала Пономарева (это и предполагалось), то «цыганщина» прозвучала бы абсолютно органично, хотя и не без некоторой иронии.

      1-й: Пономарева опять стала бы мяукать, как десять Йоко Оно вместе взятых... Это уже надоело.

      2-й: Каждый делает то, что умеет. Но «мяуканье» не стало бы, как мне кажется, гвоздем программы, и это важно, ведь Курехин использовал самые разнообразные средства, которые достаточно гармонично объединились. Значит, сверхзадача хэппенинга...

      1-й: О, интересно! Как же вы определяете его сверхзадачу?

      2-й: Как гимн музыке! Не джазу, не року, а музыке вообще, музыке, как идее объединения. Поэтому и ирония была мягкой. Ведь когда люди общаются между собой на празднике (а рок-фестиваль и есть такой праздник) разве они не улыбаются, не смеются?

      1-й: Вы говорите не о том, что было на самом деле, а о том, что бы вы хотели видеть.

      2-й: В смысле фестиваля?

      1-й: В смысле МЕХАНИКИ.

      2-й: Я исхожу из своих собственных ассоциаций и ощущений. Мне подобная концепция представляется убедительной. По принципу такого «монтажа аттракционов» можно построить самые разнообразные музыкальные конструкции.

      1-й: Значит, Курехин все же создал нечто позитивное?

      2-й: Карнавал - это плохо?

      1-й: Нет.

      2-й: Курехин создал карнавал, хэппенинг. Люди по-новому стали относиться к музыке, к ее возможностям, и в этом огромная заслуга Сергея. Он как бы распахивает почву, а что на ней вырастет - узнаем завтра.

      1-й: И все-таки, выступление ПОП-МЕХАНИКИ далеко от совершенства.

      2-й: А я и не спорю. Я вообще ожидал большего. Многое сорвалось по техническим причинам, были погрешности в композиционном смысле, местами не хватало элементарного вкуса, исполнительский состав оказался неровным. Серьезная проблема: с кем делать Курехину подобные спектакли? Ему нужны разные музыканты, которые вместе составили бы ансамбль, способный играть все, что угодно. Кто-то сильнее, кто-то слабее - не важно, ведь Курехин поступает как некоторые режиссеры, приглашающие сниматься непрофессиональных актеров, ему необходима фактура, обретающая художественную значимость в системе нетрадиционных смысловых связей. Поэтому даже весьма средний музыкант, умело «вмонтированный» в ткань композиции и четко выполняющий свои функции, вносит вклад в общее дело. Нужны и солисты-виртуозы. Ведь коллективная импровизация требует специальной подготовки и тончайшего взаимопонимания, этого непросто добиться. Чернов играл блестяще, но раз не было Вапирова, Чекасина и других мастеров, то пришлось Чернову отдуваться за всех. Он опытнейший джазмен, умеет играть в разных стилях и во многом благодаря ему выступление ПОП-МЕХа стало успешным. После Чернова соло Булычевского выглядело очень скромно, хотя медная группа смотрелась в целом неплохо.

      1-й: А Рахов?

      2-й: До Чернова ему еще далеко...

      1-й: Но он уже имеет свой звук! Я вот что еще заметил: когда играл Чернов, Рахов очень внимательно за ним наблюдал, а когда играл Рахов, то Чернов не без удовольствия прислушивался к его игре.

      2-й: Да, от Рахова зависело очень многое, ведь он, Кондрашкин и Гриня Сологуб исполнили несколько «странноигровских» проигрышей. Исполнительских «диалогов» между солистами порой не хватало, очень добротный фон давали струнные, а вот если бы еще играл Мержевский...

      1-й: Фольклорная группа какова? Потрясающий эффект!

      2-й: Вы, я вижу, начинаете входить во вкус.

      1-й: Аппетит приходит во время... Кстати, на чем играли фольклористы?

      2-й: Какие-то закарпатские духовые инструменты.

      1-й: Сюда бы еще ситар, балалайку и банджо!

      2-й: Думаю, что Курехин имеет их в виду.

      1-й: Интересно, как бы отнеслись к его поведению на сцене профессиональные дирижеры?

      2-й: Это их проблема. Разве можно дирижировать подобным бэндом, стоя за пультом?

      1-й: Эллингтон не стоял за пультом.

      2-й: Но и не прыгал, наверное, по сцене в разные стороны, не носился как угорелый... Курехин как дирижер... нет, здесь нужно какое-то другое слово... Сергей эмоционально соответствовал происходящему, и это важнее всего!
      

      СПб, 1985.      

      © Старый Рокер.


« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru