Авторизация
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?
Регистрация
Заказать альбом


eng / rus

Денди рок-н-ролла. Елена Федотова

 

Незаметно подкравшийся кризис принес с собой моду на «бедное». Самым  модным словом последних месяцев стало «бюджетно», одеваться модно исключительно в скромное, вид иметь скорбный, соответствующий моменту. Рождаются даже целые художественные бренды вроде «Русского бедного», сконструированного Маратом Гельманом. Поэтому  выставка про неформалов 1980-х именно сейчас выглядит необычайно современно и своевременно, модно и стильно. Се ля ви.

В те времена, когда эфир разрывала «Пионерская зорька», весь советский народ дружно маршировал на майских демонстрациях, а образ почившего Леонида Ильича освещал путь в светлое будущее, тусовщики 1980-х уже сильно выделялись на фоне простых советских граждан. После литургического сна застоя, 80-е запестрели обилием субкультур и костюмированным буйством их представителей. В предчувствии распада империи на поле андерграунда расцветали все цветы. На фотографиях — панки, металлисты, хиппи, рокабилли, байкеры, любера, стиляги, ньювейверы и просто художники. Тогда еще не слишком разделенные судом истории, те, кто снискал славу и кто остался за ее порогом, на выставке составляют один портрет поколения. Здесь можно увидеть Тимура Новикова в розовых очках андерграундного фасона, Сергея Курехина и Виктора Цоя, юного Влада Мамышева-Монро уже в дамском, Георгия Гурьянова неожиданно вместе с нынешней светской львицей и вечной невестой Ульяной Цейтлиной, Александра Петлюру и Гошу Острецова, легендарного тусовщика и модельера Гарика Ассу. А так же известных в узких кругах романтиков

с большой дороги с говорящими именами Укроп и Бастер, Вова Синий, Авария, Гриша Фары-Гары, Джонник, Окуляр, Маха и Паштенина. Модники 80-х не носили раскрученных брендов (или все-таки очень редко), напротив, модным был hand made, в котором фантазия тогдашних неформалов и их боевых подруг не знала предела. Можно сказать, что в моде была прежде всего индивидуальность и каждый имел шанс стать сам себе кутюрье.

Шинели, вертолетные шлемы и очки, штаны из красного флага или из пятнистых «под тигра» занавесок, самопальные косухи, джинса, усеянная мильоном булавок, майки с надписями, сделанными масляными красками, — все это вызывает неподдельное уважение к дизайнерским способностям хитрой на выдумки советской неформальной молодежи.

Зрителю, незнакомому с жизнью андерграунда того времени, эти экстравагантности могут показаться лишь забавными экспериментами со стилями. Однако за проблемой ширины штанин и длины челок стояло и нечто более серьезное: андерграундный дресс-код, как бы пафосно это ни прозвучало, был одной из форм сопротивления отживающей

свое системе, и отнюдь не безопасной формой. Те, кто позволял себе разгуливать по улицам с ирокезом или серьгой в ухе, имели шансы получить способный испортить жизнь статус ПСО — «потенциально социально опасен», могли быть и более серьезные последствия вроде ущемления в правах. Избранные счастливцы попадали в поле зрения компетентных органов «за антисоветчину», по сценарию песни «Коммунисты мальчишку поймали, потащили его в КГБ».

Нюансы костюма становились темой для обсуждения с вечными врагами уличных денди — гопниками. За прикид неформалов  отлавливали «комсюки» — комсомольцы-оперативники из подразделения «Березка». Тусовщика в кожаной куртке легко могли  признать «фашиствующим молодчиком» и привлечь за хулиганство. Но это все за кадром.

А на любительских снимках остались настоящий драйв и беспечность людей, еще не обремененных проблемой выживания в капиталистическом мире. Обнадеженных ветрами перемен и словами glasnost, perestroika.

Выставка, организованная Ириной Меглинской и непосредственным участником событий Михаилом Бастером, — дань памяти безумству храбрых, поколению хулиганов 80-х, многие из которых пали первыми жертвами приближаемой ими свободы, обернувшейся саморазрушением. Но фотографии молчаливы, а истории неформальных движений прописаны в тяжеленном фолианте, выпущенном к выставке, включающем  более 1000 фотографий. Возможно, выставка  опытного кинохулигана Дэвида Линча, устроенная тем же фестивалем «Мода и стиль» (см. стр. 100), могла бы посоперничать с «Хулиганами» за звание хита, но жизненная энергия молодости перевешивает посвоему драйву презентацию занимательного творчества гения на досуге.

 


« вернуться назад
© 2006-2020. Компост. Если вы заблудились - карта сайта в помощь
Рейтинг@Mail.ru